Лондонский метрополитен — старейший и один из крупнейших в мире. Он же первым обзавелся и фирменным шрифтом, применяемым, после кучи изменений, уже почти сто лет. Легендарную гарнитуру в 1915—16 гг. разработал Эдвард Джонстон (Edward Johnston). Johnston Sans — самый влиятельный шрифт начала ХХ века, заказанный в 1913 году Франком Пиком (Frank Pick) из London Underground Railways для навигации в подземке. Задание на проектирование звучало примерно так: «Нам нужен шрифт с „the bold simplicity of the authentic lettering of the finest periods“ while „belonging unmistakably to the 20th century“ (что бы это ни значило)». Изначальное название — «Underground», позже был переименован в «Johnston Railway Type» и, потом, просто в «Johnston». Окончательный вариант прописных, июнь 1916 Окончательный вариант строчных, июль 1916 Original, что называется, drawing Линия Пикадилли, третья платформа, Russel Square to Cockfosters (фотография 1937 г.) Эдвард Джонстон (11.02.1872 — 26.11.1944) — доктор медицины, преподаватель в знаменитой лондонской Школе искусств и ремесел, автор книги «Writing and Illuminating and Lettering» (1906), до сих пор актуального учебника по каллиграфии (на linotype.com написано, что это самая влиятельная книга о каллиграфии вообще), поднявший, так сказать, каллиграфию от ремесла к искусству. Учитель Эрика Гилла (известнейший Gill Sans Гилл разрабатывал как улучшенную версию Johnston Sans). Работал с компанией London Transport до 1940 года. Эдвард Джонстон, 1902 Каллиграфия Джонстона Разворот книги «Writing and Illuminating and Lettering» (подарите пожалуйста) Страница 48 книги Эрика Гилла «Essay on Typography» с критикой работы Джонстона |
В 1933 году шрифт начали использовать для всей системы навигации лондонского транспорта. В 1979 Banks & Miles выпустили New Johnston за авторством Eichi Kono (это был его первый опыт проектирования после института, крайне удачный), который заменил старую гарнитуру. Правда, не везде — для некоторых старых знаков еще в 20-х годах был создан Johnston с мини-засечками, но на этом я останавливаться не буду. В 1997 году London Transport Museum передал эксклюзивные права на шрифт словолитне P22, сейчас он продается под названием P22 Underground Pro, там есть греческие и кириллические глифы: Страшно? Johnston — первый гуманистический (т.е. спроектированный на каллиграфической основе, с переменной толщиной штрихов (этим Джонстон пренебрег, см. ниже), двухчастными «a» и «g») гротеск с прописными, основанными на римских капитальных буквах и строчными с корнями из итальянских рукописей 15 века. Прописные похожи на прописные вообще самого первого гротеска Уильма Кэзлона IV (William Caslon IV): Арка Титуса (Тита?), 81 г. н.э. Прописные шрифтов William Caslon’s «Egyptian» (1816) и Johnston Первые строчные в гротеске, William Thorowgood, 1834 В 1916 году Johnston стал причиной настоящего переворота в производстве гротесков.Он стал первым шрифтом, созданным для т.н., простите, «корпоративной айдентики» (лондонское метро суть большая корпорация) и первым гротеском двадцатого века. Несмотря на гуманистические пропорции, Эдвард Джонстон сделал все штрихи одинаковой толщины, добавив ко всем влияниям еще и геометрию. Основа строчных — буква «о», идеальный круг, а «c», «n», «m» составлены из дуг этого круга и вертикальных линий. Самая очевидная часть каллиграфического наследия — «l» с ее нелепым хвостиком (зато сразу видно, что это «l», а не единица). Ромбовидные точки над «i» и «j» тоже оттуда. Несмотря на общепризнанность, Johnston много критиковали. «l», «i» и «j», к слову, называли «маньеризмами». Самый известный оппонент, Уолтер Трэйси (Walter Tracy), который консультировал Eichi Kono, пишет: «Похоже, он [Эдвард Джонстон] не понимает некоторых фундаментальных вещей, важных при проектировании шрифта. Так, например, штрихи равной толщины должны казаться штрихами равной толщины, хотя, на самом деле, необходимо ее варьирование для достижения верного баланса между частями букв и самими буквами. Здесь же все линии одинаковые.» (иначе говоря, необходимо достичь оптической иллюзии равнотолщинности).Споры о том, инновационный ли Johnston шрифт или классический, в каком-то смысле не утихают до сих пор. Но как бы то ни было, даже несмотря на то, что Johnston никогда не использовался (до 1997 года) где-либо кроме лондонского транспорта, его влияние неоценимо. Эдвард Джонстон показал, что гротеск может быть изящным (посмотрите для сравнения на монстров Торроугуда) и очень функциональным, и нынешний Лондон без его работы, конечно, немыслим, как, впрочем, и все те гротески-правнуки Johnston Sans, которые мы видим каждый день на улицах Москвы. |