?

Log in

Акциденц-Гротеск - typelaundry [entries|archive|friends|userinfo]
mailonsunday

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Акциденц-Гротеск [Jan. 13th, 2008|05:06 pm]
mailonsunday


Akzidenz-Grotesk

Акциденц-Гротеск — полузакрытый статичный гротеск с небольшим контрастом в толщинах штрихов. Это определение из книги «Великие шрифты | Шесть из тридцати | Книга первая | Истоки» Владимира Ефимова.



336,84 КБ

В наступившем году Акциденц-Гротеску фирмы H. Berthold AG исполняется 112 лет, но история этого знаменитого шрифта началась в 1880 году, когда Ferdinand Theinhard (обладатель собственной словолитни и королевский пуансонист) разработал Royal Grotesk для научных целей Прусского Королевства.






Образцы Breite Grotesk работы Тайнахрда 1895 года.
Как предполагают на typohile.com, предшественника и образца для Акциденц-Гротеска.

Спустя десять лет основе Royal Grotesk штуттгартская Bauer&Co. Foundry делает Accidenz-Grotesk. Да, название с разницей в букву.

1896—1909: Berthold Foundry покупает Bauer&Co (9 ноября 1897 года) и разрабатывает Akzidenz Grotesk на базе приобретенных ею Royal Grotesk, Buеcher Grotesk, Lilliput Grotesk, Grotesk G и Steinschrift.
Реклама в журнале Deutscher Buch- und Steindrucker, 1899.

1964—1967: Gunter Gerhard Lange для компании Berthold разрабатывает наклонные начертания.
1984—1986: создается AG Old Face (GGL) на основе оригиналов Royal Grotesk 1880 года.

В 1990 году Erik Spiekermann дополняет Akzidenz Grotesk cтаростильными(минускульными) цифрами, а в 1998 году происходит обновление всего семейства от GGL. Сейчас Berthold предлагает Akzidenz Grotesk Pro+ последнюю (2006 год) версию шрифта, включающую кириллические и греческие знаки, за $450.



Первая кириллическая версия, сделанная «Словолитным заведением Бертгольда» (российским отделением Berthold AG) — ей около ста лет.

В советское время, уже после войны, Акциденц-Гротеск стал «широким полужирным» начертанием гарнитуры Рубленая (в цифровом виде не существует).



Гарнитура Рубленая, полужирное широкое начертание.
ОНШ НИИ Полиграфмаш, Каталог ручных и машинных шрифтов
Москва, 1966



Кириллическая версия Владимира Ефимова, 2006.


Berthold, к слову, в 1993 году разорились, и права на все знаменитое наследие перешло к какой-то Berthold Types Ltd. Это ни на что не повлияло, правда. Вообще, у фирмы осталась богатая история, связанная в том числе и с Россией. Интересная статья про Бертольд есть на сайте издательства «Открытые системы».

Так вот, Акциденц-Гротеск — самый первый наборный шрифт без засечек, ставший по-настоящему популярным.Он был одним из первых шрифтов с развитым семейством начертаний — в первой версии их десять. Вездесущие Helvetica и Univers проектировались на его основе (Helvetica вообще первые три года жизни называлась Neue Haas Grotesk, по аналогии). Подходящую сравнительную таблицу я нашел в Википедии.



«У шрифта Акциденц-Гротеск на первый взгляд отсутствуют характерные формы знаков. Более того, некоторые буквы кажутся грубоватыми и упрощенными. Однако в сплошном тексте этот шрифт выглядит пропорциональным и сдержанным. Некоторые неправильности в его знаках делают Акциденц-Гротеск в известном смысле более удобочитаемым, чем абсолютно регулярная Helvetica. Несмотря на деловой обезличенный характер, благодаря видимому несовершенству он хорошо воспринимается читателем. Его сдержанный рисунок, который в отдельных знаках кажется несколько примитивным, на самом деле главное достоинство этого шрифта. Он подобен куску глины, которая в руках скульптора может приобрести совершенно разные формы.»

Это тоже из книги «Великие шрифты. Истоки». Я начертил пару слов в супержирном начертании(the coolest of the AGs, по выражению Эрика Шпикермана):

129,39 КБ

"Love" начерчено Акциденц-Гротеском, "Hate" — Гельветикой.


128,27 КБ




88,96 КБ




49,33 КБ



Непонятно, все эти «некоторые неправильности в знаках» сделаны специально или просто являются результатом недобросовестного перевода в цифровую форму? Судя по их случайности и неровности — второе, но ручаться не стану.


Плакаты, использующие Акциденц-Гротеск, из статьи о трех совершенных шрифтах на Sostav.ru:







P.S.:





LinkReply